БАШКИРСКИЕ СКАЗКИ И ЛЕГЕНДЫ

Назад

Назидательные сказки

  • Доброе слово дороже золота
  • От злой жены сбежит даже Дью-пярий
  • Легко приобретенное
  • Секрет счастья


    Доброе слово дороже золота

    На верх страницы

    Один бедняк, нанявшись к кузнецу, старательно проработал у него двадцать лет. Сначала бедняк сильно тосковал по своему дому, потом привык к жизни на чужой стороне. Все же, подумав, что дело уже к старости клонится, а заработанного , пожалуй, хватит лишь на покупку лошади, решил бедняк вернуться домой.
    -Ты уж отдай мне заработанное ,- сказал он кузнецу.- Пойду в родной аул, к своему ребенку и жене, ведь уже двадцать лет я не видел их.
    -Я тебя за сына прочил , очень к тебе привык, ты же- моя правая рука, -ответил кузнец. –Поработай еще год-другой.
    -Нет-нет , больше я не могу оставаться тут, -возразил бедняк. –Жена мне сказала : «Буду ждать тебя ровно двадцать лет ». Коль я к сроку не вернусь, она бросит наш дом и уйдет куда глаза глядят.
    - Коли так, ничего не поделаешь, придется расплачиваться с тобой, -сказал кузнец.
    Вытащил он из-под заставленных войлоком нар окованных железом сундучок, достал из него три золотых и протянул бедняку.
    -Должен бы я , - говорит, -заплатить тебе больше , да больше у меня нет. И это-то берег на черный день. Маловато даю, но от всей души. Коль понадоблюсь , приезжай , рад буду тебя видеть. Когда придет срок покинуть этот мир , оставлю кузницу тебе в наследство.
    Взяв три золотых , попрощался бедняк с кузнецом и отправился домой. В пути встретились ему три попутчика : двое молодых и один преклонного возраста. Бедняк всю дорогу разговаривал с молодыми ,а старик молчал и на вопросы не отвечал. «Как это понимать? То ли он глухой , то ли немой », - подумал бедняк и спрашивает егетов :
    - Что это за старик?
    -Наш отец, - отвечают егеты.
    -Почему он то улыбается, то выглядит печальным?
    - Он понимает птичий язык. Слушая птиц , то радуется с ними , то печалится.
    - А почему он молчит? Может, он немой ?
    -Нет, просто он даром рта не раскрывает.
    - А сколько ему нужно заплатить, чтобы раскрыл рот и что-нибудь промолвил?
    - Чтобы он что-нибудь промолвил, надо дать золотой.
    Бедняк , у которого в кармане лежали три золотых, решил : «Так и так все прорехи жизни ими не залатать, дам-ка золотой, по крайней мере услышу что-нибудь хорошее». И протянул старику золотой. Взяв деньги , старик промолвил :
    -Не лезь с ходу в мутную воду.
    И опять молчит. Идут они дальше. Старик посошком постукивает, а бедняк думает : «Чудный бабай! Птичий язык понимает и за каждое слово плату берет. Что он, интересно скажет , коль дать еще один золотой?» И решив : «Никто не осмеет того , кто отдает»,-отдал второй золотой.
    - Там , где беркут кружит , падаль лежит, - промолвил старик, положив золотой в карман, и опять замолчал.
    «Сколько раз видел кружившего беркута ,а посмотреть , что внизу, не посмотрел. Надо как-нибудь посмотреть ».- подумал бедняк , почесал затылок и отдал старику последний золотой.
    - Торопливый шурпой ошпарился,- промолвил старик.
    Немного погодя у дорожной развилки путники разошлись : старик с сыновьями пошел своей дорогой , бедняк свернул к родной стороне. Вскоре дошел до реки ,а вода в реке мутная- мутная, бежит-бурлит. Начал было бедняк стягивать с ног сарычи , чтобы скорее на тот берег перейти, да вспомнил слова старика : «Не лезь с ходу в мутную воду». Тогда бедняк достал из котомки каравай хлеба , отрезал хороший кусок и принялся есть. «Подкреплюсь, - думает, - и поищу брод или мост».


    От злой жены сбежит даже Дью-пярий

    На верх страницы

    Исстари говорят: «От злой женщины даже дью-пярий сбежал». Расскажу, в чем смысл этого, почему дью сбежал.
    У одного человека была злая и упрямая жена. Ни в чем мужу не уступала. Однажды в сенокосную пору поехали они в гости. Видят в пути: у дороги люди сено косят. Один из косарей прокосил свой ряд очень уж аккуратно. Увидев это, муж говорит:
    -Хай-хай, до чего же хорошо этот косарь косит! Прямо-таки сбрил траву. Видать, коса очень острая.
    А жена в ответ:
    -Много ты знаешь! Тут не косой скошено, а ножницами сострижено.
    - С какой это стати – сострижено? Скошено, - говорит муж.
    Уперлись оба на своем, заспорили, дело дошло до драки. Раз довела жена до белого каления, принялся муж лупить ее. Лупит и приговаривает:
    -Скажи: «Скошено».
    - Сострижено! – кричит жена.
    - Чем сильней лупит муж, тем упрямей жена стоит на своем. Так что и тумаки не помогли.
    Попался им в пути колодец, «Постой-ка , все-таки заставлю е уступить» - решил муж.
    -Скажи: «Скошено».
    - Коль скажешь, что скошено вытащу.
    - Нет «Сострижено».
    Дня через два, подумав, что, жена наверное набралась ума-разума , муж вернулся к колодцу, потянул вожжи и на тебе уцепившись выскочил из колодца, дью-пярий кинулся бежать.
    - Ты куда? – удивился муж.
    - Беда в моем жилище, от нее бегу.
    И вот говорят с тех пор:» От злой женщины даже дью-пярий сбежал».


    Легко приобретенное

    На верх страницы

    В давние времена жили, говорят, старик со старухой. Очень бедно, впроголодь жили. Детей у них не было.
    Однажды, когда старуха пошла за водой, старик тоже собрался и вышел на улицу в надежде найти что-нибудь для пропитания.
    Шёл он, шёл и дошёл до горы. Постоял, глядя на гору, и полез вверх. Может, думает, там что-нибудь полезное найдётся. Лезет и приговаривает:
    - Найдись, найдись, найдись, найдись…
    Немного погодя видит – дубинка лежит. Подобрал, на что-нибудь, думает, пригодится.
    Лезет дальше, приговаривает:
    - Найдись, найдись, найдись, найдись…
    Спустя какое-то время нашёл шило. Оглядел, решил: пригодиться.
    Полез дальше, опять приговаривает:
    - Найдись, найдись, найдись, найдись…
    И опять находка, на этот раз – яичко.
    - Вот, - обрадовался старик, нашлось, что мы со старухой можем съесть.
    Подобрал, значит, яичко и полез дальше. На макушке горы попался ему на глаза кусок льда. Прихватил и лёд, пошёл домой.
    Вернулся домой, а старуха ещё не пришла. Старик принялся находки свои пристраивать. Кусок льда на крыльце оставил, авось, понадобится. Дубинку к матице подвесил, шило на нары положил, яичко поставил вариться. Покрутился по избе и в нетерпении решил на яичко глянуть. Глянул, а яичко как раз в это время лопнуло, и в глаза старика горячим брызнуло. Подумав горестно: « Коль беднягу на язык мёд попадёт, так из носу кровь течёт », - сел старик на нары да угодил на шило. Подскочил, вскрикнув от боли, и – трах головой о дубинку, подвешенную к матице. Света белого не взвидев, выбежал на крыльцо, наступил невзначай на кусок льда, поскользнулся, упал и поясницу повредил.
    Тем временем старуха с водой вернулась. Подняла старика, дала попить, уложила на нары. Тут же и яичко, и дубинку, и шило, и кусок льда во двор выкинула. И принялась наставлять постанывающего старика. « Что, то боком ему выходит, лишь добро, добытое в поте лица, идёт на пользу ».
    С этого дня, говорят, старик, коль отправлялся на ту гору, ничего, кроме птицы, добытой охотой, там не брал.


    Секрет счастья

    На верх страницы

    Давным-давно, а то и давнее даже, когда под носом кое у кого было черным-черно от сажи, говорят, в одном ауле сын бая, сын муллы и сын бедняка. Играли они вместе, вместе росли. Но вот бай с муллой отправили своих сыновей учиться в медресе. « Чем я хуже, я тоже хочу учиться! » - пристал к отцу сын бедняка, и так ли, сяк ли удалось отдать его в то же в медресе. Только пришлось бедняцкому сыну самому себя содержать. Нанялся богатеньким шакирдам чай кипятить, дрова колоть – тем и зарабатывал себе на пропитание и одежонку. Все трое вместе и окончили медресе.
    К их возвращению домой аульный мулла преставился, и сын занял его место. Сыну бая тоже досталось наследство, занялся он оставшимся от отца хозяйством. А сыну бедняка в своём ауле дела не нашлось, поэтому устроился он на чужой стороне хальфой при мечети. Женившись на дочери такого же, как он сам, бедняка, поселился в избёнке без крыши.
    Раз появилась семья, народились и дети. Чтобы прокормить их, подрабатывал хальфа и на заупокойных молитвах, но бедняцких подношений для пропитания оказалось маловато. Тогда занялся он ещё охотой. До того увлёкся ею, что стал опаздывать в мечеть и рассорился из-за этого с хазретом. « Вот и хорошо, так и так не по душе мне брать бедняцкие подношения », - сказал он и совсем отказался от места хальфы.
    Нажиться на охоте бедняк не нажился, но концы с концами сводил и был доволен.
    А сын бая и сын муллы, встретившись однажды, разговорились, вспомнили пору учёбы в медресе, и сын муллы, ставший муллой, говорит:
    - К слову, где, интересно, обретается этот байгуш, наш однокашник?
    - Ушёл и пропал – ни слуху нет, ни духу,- отвечает сын бая, сам теперь бай.
    И пришло им в голову отыскать своего бедного однокашника. Велели они заложить мягкие коляски и отправились в путь. Ехали, расспрашивая встречных, ехали и приехали, расспрашивая встречных, ехали и приехали в аул, где жил хальфа-охотник. Тут, расспросив, и избёнку его нашли. Заходят, а в избёнке – хоть шаром покати, кроме затрёпанной одежонки да постели ничего нет. У чувала бедно одетая женщина хлопочет, лепёшки в золе печёт, возле неё двое детей лет трёх-четырёх крутятся.

Hosted by uCoz