БАШКИРСКИЕ СКАЗКИ И ЛЕГЕНДЫ

Назад

Легенды и предания

  • Как возникли Луна и Уральские горы
  • Кукушка
  • Журавлиная песнь
  • Происхождение Башкир
  • Потомки рода волков

    Как возникли Луна и Уральские горы

    На верх страницы

    Давно, очень-очень давно на небе было два солнца. И вот эти-то два солнца беспрерывно и неустанно озаряли лик земли. И сильно страдали от того люди. Не в силах спать от постоянного света, сказал один бай: «Кто сможет сбить выстрелом одно из двух солнц, получит в жены мою дочь, кроме дочери дам еще богатства». Весть эту разослали повсюду, куда письмо дойдет и лошадь доскачет. Не осталось в стране никого, кто не был бы извещен о решении бая.
    После этого на кочевке бая стали собираться самые меткие стрелки – мэргэны. Многие пытались стрелять в небеса, но не могли нанести солнцам никакого ущерба. И каждого неудачного стрелка бай отправлял обратно домой со словами: «Кому нужна такая ваша меткость?» Одним из последних приехал батыр по имени Урал, чтобы свою сноровку попробовать. Взял он свой роговой лук, наложил на тетиву из просмоленных жил алмазную стрелу, натянул на размах руки – все вокруг так и зазвенело да загудело. От звука того обрушились горы и замерли в своем течении реки. А в это время алмазная стрела все плыла и плыла вверх и угодила прямо в одно из солнц, пробила его насквозь, на две части развалив, и дальше полетела. «Ай! Ай!» - только и аукнулся внизу весь народ на ночевке бая.
    Одна половинка солнца осталась висеть на небе, другая - упала на землю и потом превратилась в большую гору, богатую всякими сокровищами. Расколовшись надвое, солнце потеряло свой блеск. После этого люди привыкли спать по ночам в темноте, а при дневном свете трудиться. Ввиду того, что люди на земле при разломе солнца закричали «Ай!», одну часть расколотого солнца стали называть «ай». Гору, которая образовалась из второй половины в честь егета – мэргэна стали называть «Уралтау».


    Кукушка

    На верх страницы

    Кэкук – так звали сына водяного царя. Однажды, выйдя на сушу, он женился на дочери одного царя. По истечении некоторого времени совместной жизни он сказал царевне: «Хочу повидать своих родителей», погрузился в водную стихию и больше не появился. В тоске и печали бродила девушка по берегу.
    Как-то, расчесывая свои волосы, загадала про себя царская дочь: «Если он не вернется, нечего и мне жить на свете, лучше бы обернуться и птицей улететь». И желание ее исполнилось – превратилась она в птицу и упорхнула невесть куда. Произошло это так быстро, что она успела заплести только одну косу, другая же осталась незаплетенной.
    Говорят, потому у кукушки одно крыло взлохмачено и опущено вниз.
    Жизнь молодой женщины прошла в печали и постоянных поисках своего мужа. Оттого кукушку называют печальной птицей. Она и поныне кличет своего супруга: «Кэк-кук».


    Журавлиная песнь

    На верх страницы

    В древности среди зауральских башкир жил один могучий батыр. Был у него конь – сивый тулпар, который мог стремглав перенести хозяина куда тот пожелает. Не было равного этому батыру по силе, храбрости и уму. Если на его родной край нападали враги, он беспощадно уничтожал их, защищая сородичей. К тому же, батыр был прославленным кураистом и певцом. Когда он, взобравшись на Ирендык, играл на курае, звуки его курая были хорошо слышны в окрестных аулах. Батыр этот женился, но только спустя много лет жена родила ему сына, такого крепкого, словно налитого свинцом. Дитя росло не по дням, а по часам. «Храбрее отца будет», - говорили о нем люди с восхищением. И в самом деле, став юношей, сын во всем походил на отца, и даже превзошел его. Как говорят в народе: что птенец в гнезде воспримет, то в полете скажется. Прославился егет, как и отец, игрой на курае. «Женю-ка я его, пока сам жив», - подумал отец и сосватал ему невесту. Отдал ему сивого трехгодовалого жеребца, рожденного от сивого тулпара, и в один из солнечных весенних дней егет отправился в дом будущего тестя. Приехав, оставил жеребца своего на лугу, неподалеку от дома. Утром, когда пришел за жеребцом, услышал удивительно прекрасную мелодию, так что застыл изумленный. Затем устремился в ту сторону, откуда доносились звуки. Притаившись, стал наблюдать. На полянке кружилась в хороводе стая маленьких серых журавлей. В центре круга стояла журавушка. Стоило ей, взмахнув крыльями начать мелодичное курлыканье, как маленькие журавли тут же присоединялись к ней и принимались кружиться. С упоением слушал егет звенящую мелодию журавлей. Слушал до тех пор, пока не запомнил ее. Боясь, как бы не забыть песню птиц, вскочил на коня и стрелой помчался в дом тестя. Спешившись, он взял свой курай и заиграл журавлиную песнь. Народ собрался – и стар, и млад.

    - Откуда тебе ведома эта странная, удивительная мелодия? Уж не сам ли сложил? – спросил егета аксакал.

    - Нет, дедушка, - сказал егет и поведал о случившемся. Взволновался народ: как бы какая беда не нагрянула. А старец промолвил:

    - Это ведь песнь журавле. Там, где они играют, суждено быть большому сражению, в котором много людей погибнет, - говорили в старину наши деды.

    Услышав это, батыр тут же отправился домой. Дома все как есть рассказал отцу. «Да, сынок, в старину говорили, что там, где играют журавли, будет побоище. Нагрянет на страну бедствие. Таких битв отец твой на своем веку повидал немало. Теперь я стар, силы мои не те. Свое боевое снаряжение тебе вручаю, - сказал отец. – Будь храбрым, не запятнай честь орда. Будь беспощадным к врагам и верен роду и родной земле, только тогда будешь счастливым. Это мой тебе завет. А сейчас собери войско из самых надежных людей».

    И тот егет бросил клич другим егетам, собрал войско, готовое к битве. Прошло совсем немного времени, и на землю его рода напали чужеземцы. Он поднял своих стрелков, и те стали поражать врагов на расстоянии, видимом глазу. Когда же стих бой, несколько дней подряд праздновали победу. А напев, услышанный им от журавлей, с тех пор называют журавлиной песнью. Озеро, у которого было побоище, называют Яугуль. Оно находится в Баймакском районе, в 10-15 километрах к югу от Сибая.


    Происхождение Башкир

    На верх страницы

    В давние времена наши предки кочевали из одной местности в другую. У них были большие табуны коней. Кроме того, они занимались охотой. Однажды откочевали они в поисках лучших пастбищ далеко. Долго шли, прошли великий путь и наткнулись на волчью стаю. Волчий вожак отделился о стаи, встал впереди кочующего каравана и повел его дальше. Еще долго следовали наши предки за волком, пока не дошли до благодатной земли, обильной тучными лугами, пастбищами и лесами, кишащими зверьем. А ослепительно сверкающие дивные горы здесь достигали облаков. Дойдя до них, вожак остановился. Посоветовавшись между собой, аксакалы решили: «Нам не найти земли, прекраснее этой. Подобной нет на всем белом свете. Остановимся же здесь и сделаем ее своим становищем». И стали жить на этой земле, по красоте и богатству которой нет равных. Поставили юрты, стали заниматься охотой, разводить скот.

    С тех пор наши предки стали называться «башкорттар», т.е. людьми, пришедшими за главным волком. Раньше волка звали «корт». Баш корт – значит «головной волк». Вот откуда произошло слово «башкорт» - «башкир».


    Потомки рода волков

    На верх страницы

    Мы – потомки рода Волков – Буре. Раньше назывались Усергенами. Когда наши предки вели кочевую жизнь, им встретилась мать Волчица. Когда один охотник хотел ее подстрелить, Волчица заговорила человеческим голосом: «Не стреляй в меня, возьми за хвост и ударь по земле». Ударил ею по земле, и волчица обернулась девушкой-красавицей. Охотник привел ее домой и женился на ней. Усергенцы не приняли такую невестку и прогнали семейство охотника. Ушел он от них, обосновался в стороне. Родились у него дети, образовался новый род. И так как зачинательницей рода была волчица, то и род стал называться Волчьим. А родоначальника, того самого охотника, стали называть Башбуре – Главным Волком. Вот мы и есть из рода Башбуре.

Hosted by uCoz