БАШКИРСКИЕ СКАЗКИ И ЛЕГЕНДЫ

Назад

Богатырские Сказки

  • Урал-Батыр
  • Батыры-близнецы


    Урал-Батыр

    На верх страницы

    В стародавние времена, когда еще не было ни Урал-тау, ни Агидели, обитатели, говорят, в лесных дебрях старик со старухой. Долго прожили они, а потом старуха умерла, и остался старик с двумя малолетними сыновьями, которых звали Шульген и Урал.
    Когда отец уходил на охоту, Шульген и Урал оставались дома. Старик был такой могучий, что ему ничего не стоило поймать и приволочь домой живого медведя, волка или льва – арслана. А прежде чем отправиться на охоту, старик проглатывал ложку крови хищного зверя. Стоило ему это сделать, как он становился обладателем силы того самого хищного зверя.
    Согласно обычаю, пить такую кровь дозволено было только тому, кто изловит хищного зверя собственными руками. Поэтому отец постоянно напоминал сыновьям: «Вы еще маленькие, не смейте же, глядя на меня, пробовать крови из моего бурдюка – погубите себя».
    Однажды, когда старик был на охоте, к братьям подошла очень красивая незнакомая женщина и спросила:
    - Почему сидите дома, вместо того, чтобы охотиться вместе с отцом?
    Шульген и Урал ответили:
    - И охотились бы, да отец не велит. Говорит, что мы еще не доросли, и оставляет дома.
    Тогда женщина засмеялась:
    - Разве можно дорасти, сидя дома?!
    - А что нам делать?
    - Выпить хищной крови из бурдюка, - ответила женщина. – стоит вам только её глотнуть, как сразу превратитесь в здоровенных егетов, станете могучими, как львы.
    - Отец не велел и близко подходить к бурдюку с кровью, - сказали Шульген и Урал. – Он предупреждал: «испробуете – и погубите себя». Мы послушны слову отца.
    Не отстает женщина, все подзадоривает:
    - Да, вы маленькие ещё. Каждому слову своего отца верите, - сказала она. – Если бы выпили эту кровь, стать бы вам могучими батырами, да на охоту ходить. А отцу придется дом охранять. Ваш отец давно это сообразил, вот и ходит молодцом, попивая кровь из бурдюка, а вам его даже не показывает… Воля ваша, поступайте как знаете, я сказала и кончила, - с тем и исчезла та красивая женщина.
    Поверив словам женщины, Шульген решил испробовать крови, а Урал, свято веря словам отца, и близко не подошел к бурдюку.
    Стоило Шульгену глотнуть крови, как он превратился в медведя. Тотчас вошла та самая красивая женщина, и смеясь, обратилась к Уралу:
    - Видишь, что сделал твой брат! – И тут же добавила: - Сейчас я превращу его в волка.
    Щелкнула она медведя в лоб – и тот стал волком. Щелкнула еще раз – волк превратился в льва. Затем она вскочила на него и умчалась неведома куда.
    Женщина та была вовсе не женщиной, а змеёй – юхой, принявшей облик красавицы. Став жертвой её коварства, Шульген навсегда превратился в зверя: взглянешь на него раз – медведь, взглянешь другой раз – он волк или лев. Бродил он так, бродил по свету, вышел как-то к неведомому озеру да там и утонул, говорят.
    А младший брат его Урал вырос батыром, которому не было равных во всем свете.
    Случилось так, что в ту самую пору, когда он начал ходить на охоту, землю постигла страшная беда: высохли реки и озёра, пожухли травы, пожелтели листья на деревьях, трудно стало дышать. Мор нашел на людей и на скотину. Никто ничего не мог сделать против Ажаль, которая, бродя по миру, уничтожала все живое.
    Сказывают, что Урал- батыр стал думать о том, как найти Ажаль и убить её. У отца Урала был алмазный меч, который ему тоже достался от отца. При каждом взмахе тот меч высекал молнии. Дал старик алмазный меч сыну своему Уралу и сказал:
    - Этим мечом можно сокрушить все, лишь нельзя убить Ажаль. И все же ты возьми его, глядишь, пригодится. Говорят, где то очень далеко есть живая вода – Терехыу. Так вот, одна капля той живой воды оказывается, оживляет мертвого, лечит больного и умертвляет Ажаль. Вот Ажаль-то надо искупать в той самой воде. Другого выхода, чтобы спастись от этой страшной твари, нет.
    Урал взял отцовский меч, подвесил его к поясу и пошел куда глаза глядят. Шел он так, шел, пока не вышел к перекрестку семи дорог. Там повстречал седобородого старика и обратился к нему с вопросом:
    - Дедушка, каким путем идти к роднику живой воды?
    Старик указал на одну из семи дорог. Тогда Урал спросил:
    - А до нее далеко, сколько нужно идти дней?
    --А уж про это, сынок, я сказать не могу,
    --ответил старик.— Вот уж сорок лет я указываю путникам дорогу к живой воде, только за все за это время не видел ни одного человека, который вернулся бы оттуда живым и невредимым.— А потом добавил:
    -- Сынок, по дороге встретится тебе табун лошадей, и будет среди них конь Акбузат. Если сумеешь, вскочи на него и мчись дальше верхом.
    Урал простился со стариком и направился дорогой, ведущей к живой воде. Шел он, шел и видит табун лошадей, о котором говорил ему старик. И посреди того табуна:
    Говорят, стоял Акбузат,
    Узды не ведавший никогда:
    Камышниками уши торчат,
    Грива — как девичья коса;
    Грудь соколиная, узки бока.
    Крут и легок в копытах он,
    Ноздри – как дольки чеснока.
    Шея тонкая, как змея,
    Двойная макушка, впалые щеки,
    Словно вытянутые ноги,
    Как у хищного волка глаза –
    Веки над ними – туч полоса;
    А помчится, вспорхнув, как птица,
    Только следом пыль заклубится.
    Изумленный остановился Урал, а потом тихо к коню подошел. Акбузат только раз взглянув на него, но не отпрянул, не испугался, так и продолжал стоять на месте. Тогда Урал вскочил на коня. Хотел было поскакать на нем во весь опор, но разгневанный Акбузат подбросил его так высоко, что всадник , упав, подгрузился в землю по
    пояс. С огромным трудом выкарабкался Урал и опять вскочил на Акбузата, вцепившись в него, как клещ. Как ни старался Акбузат, но сбросить с себя уже Урала не смог. Тогда разъяренный конь понес егета невесть куда.
    Эх, мчится Урал, эх, мчится! Неоглядные просторные долины, высоченные кряжи гор, глубокие овраги и пропасти миновал. Посреди темного бурелома Акбузат, наконец, остановился. Решив узнать, что случилось, Урал спрыгнув на землю. И тогда Акбузат заговорил человечьим голосом:
    -- Мы добрались до девятиглавого дэва, преградившего собой путь к живой воде. Тебе придется с ним сразиться. Вырви три волоска из моей гривы. При надобности подпали их, и тут же я к тебе примчусь.
    Урал вырвал из его гривы три волоска, и Акбузат сразу исчез.
    И вот стоит Урал, не зная, куда идти, что предпринять.
    Мимо проходит красивая девушка с ком за спиной. Урал останавливает её:
    -- Эх, хылу, куда идешь? Что у тебя в мешке, уж очень тяжелым он кажется.
    И тогда со слезами на глазах она рассказала о своем горе. Оказывается, эту девушку по и Карагаш совсем не давно похитил дэв превратил в свою рабыню. Для того, чтобы з гаш с утра до ночи должна теперь таскать с р-го плеса разноцветные камешки в мешке .
    Уралу стало жалко девушку.
    -- Давай, хылу, я сам понесу твой мешок, -- предложил он. Девушка испуганно возразила:
    -- Нет-нет, егет, не вздумай со мной и пойти. Если дэв заметит, он тебя сразу убьет!
    Но Урал настоял на своем и донес мешок с камнями до того места, где играли десять детей девятиглавого дэва. Стоило ему высыпать те камешки, как дети дэва стали хвастаться и забавляться, бросая камни друг в друга. Пока они так играли, Урал подвесил на ближнего вяза камень величиной с лошадиную голову, а сам крадучись пробрался к пещере, где обитал девятиглавый дэв.
    Вскоре камешки разлетелись во все стороны, и дети дэва вокруг загадочного большого камня, подвешенного на длиной веревке к суку вяза. Одни из них, толкнул камень, тот откачнулся в сторону и сбил шалуна с ног. Рассерженный детеныш дэва поднялся и с такой силой хватил по камню, что тот отлетел далеко в сторону на обратном пути размозжил ему голову.
    Пусть и остальные дети девятиглавого дэва вот таким образом сами истребляют себе мы же перейдем к самому дэву. В том самом месте, где дорога пересекает гору, перед темной пещерой, лежал, говорят сам девятиглавый дэв. Вокруг него громоздились горы из человеческих костей. Урал увидев дэва, Урал-батыр крикнул ему издали:
    -- Эй! Дэв! Отойди с дороги, я иду к живой воде!
    Дэв даже ухом не повел. Урал-батыр вновь:
    -- Отойди, говорю, с дороги!
    Рассердился тут дэв, стал воздух в себя ртом втягивать, Урал-батыра к себе притягивать. Опомниться не успел батыр, как рядом с дэвом оказался. Но не оробел.
    -- Бороться будем или рубиться? — бросил он девятиглавому дэву.
    Дэв не мало видел таких смелых егетов, но знал свою неуязвимость. Поэтому он ответил насмешливо:
    - Мне всё равно. Как хочешь умереть, пусть так и будет.
    Они взобрались на самую вершину горы и схватились в единоборстве. Борются они, борются, настал уже полдень, а они всё борются без передышки, - никто не может одолеть другого. И вот, когда солнце стало клониться к закату, дэв, как-то изловчившись, оторвал от Урала от земли и бросил его ввысь так, что тот, упав, вошёл в землю по пояс. Дэв вытянул и снова подкинул Урала, и тот, упав, ушёл на этот раз в землю по шею. Дэв вытащил его за уши, и они схватились опять.
    Снова начали они бороться, уже вечер наступил и сумерки стали сгущаться. И вот Урал внезапно оторвал от земли кичащегося своей силой дэва и швырнул вверх что есть мочи. Тот, упав, ушёл в землю по пояс. Вырвал его Урал из земли, и они продолжали бороться. Урал-батыр опять взметнул дэва, да так, что на этот раз тот ушёл в землю по шею, и девять его голов замерли, говорят, уставившись в разные стороны. Вытащил Урал дэва, и они продолжили схватку. Не успел дэв и опомниться, как Урал-батыр взметнул его в небо с такой силой, что тот, падая, провалился сквозь землю. Говорят, это и был последний судный день дэва.
    Карагаш поднялась на гору, чтобы собрать и похоронить кости отчаянного егета, а увидела его живого и здорового. От радости она даже заплакала и спросила в изумлении:
    - А куда же девался дэв?
    - Я превратил его в прах, - ответил Урал-батыр.
    Неподалёку от них, в трёх-четырёх шагах, стал, крутясь, выбиваться из-под земли дымок, а потом вспыхнуло пламя.
    - Что это такое? – спросила Карагаш.
    - Я на этом месте вбил дэва в землю, - ответил Урал. – Видать, земле противно было принять в свои объятья эту тварь. Вот падаль и коптит да перегорает.
    Та гора так и не перестала дымить, потому её прозвали Янган-тау.
    Уничтожив дэва, Урал недолго пробыл на вершине горы. Вытащил три волоска, подпалил их, и перед ним тут как тут возник Акбузат. Урал посадил вместе с собой Карагаш, и они помчались дорогой, что ведёт к живой воде.
    Скачут они, скачут. Необозримые долины, неприступные скалистые вершины гор, бездонные пропасти миновали. Потом Акбузат остановился и заговорил человеческим голосом: «Мы уже приблизились к роднику живой воды. Но его сторожит двенадцатиглавый дэв. Тебе придётся и с ним сразиться. Возьми три волоска из моей гривы, буду нужен – подпалишь их, я к тебе тут же явлюсь».
    Урал-батыр вырвал три волоска и, когда Акбузат исчез, сказал девушке:
    - Ты жди меня здесь. Убью дэва – приду за тобой. Вот, оставлю тебе курай. Если мне будет удача – с конца курая закапает молоко; если потерплю неудачу – станет капать кровь.
    Оставив Карагаш здесь,Урал-батыр пошел
    к двенадцатиглавому дэву.
    Вот впереди блеснул журчащий родник живой воды. Он выбивался из-под горы и тут же исчезал на глазах. Вокруг родника лежали грудами человеческие кости. Старый двенадцатиглавый дэв стойко охранял воду, одна капля которой могла исцелить больного и обессмертить здорового человека.
    С расстояния, видимого глазу, Урал закричал:
    - Эй, дев, дай дорогу, я пришел за живой водой!
    А тот даже ухом не ведет, продолжает преспокойной лежать.
    - Дай дорогу! – опять закричал Урал, и тогда рассерженный дев повернул голову в его сторону и стал дыханием притягивать к себе батыра. Не растерявшись, однако, Урал предложил:
    - Будем бороться или рубиться?
    Много видел дев отважных егетов, рисковавших своей головой, потому ответил безразлично:
    - Мне все равно. Как тебе угодно умереть, так и делай.
    -Ладно, в таком случае, - промолвил Урал и выхватил из-за пояса алмазный меч, помахал им в воздухе, и сразу заблестели молнии, от которых дев чуть не ослеп.
    - Вот так, этим мечом я тебя и прикончу! –произнес Урал-батыр и стал крошить дэва. Он рубил и слева и справа. И при каждом взмахе отлетала одна из голов чудовища.
    В это время с кончика курая в руках Каргаша капало молоко. Видя это, девушка безмерно радовалась.
    Но в скором времени. Услышав душераздирающий рев дэва, со всех сторон стали сбегаться к нему на подмогу менее крупные дэвы и змеи-аждахи. Урал-батыр и не думает сдаваться. Его могучие ноги, держащие тело исполина, крепко попирают землю, будто вросшие в нее, голова высоко поднята, готова задеть облака, а в руках блистает алмазный меч, высекая молнии.
    В тот момент, когда, казалось, Урал-батыр перебил всех дэвов и змей, на него внезапно черной тучей налетели джины и пярии. Вздохнуть не дают, напирают так, что нету мочи. И вот тогда с кончика курая закапала кровь. Увидев это, Карагаш сильно опечалился. Недолго думая, она приложила курай к губам и стала наигрывать какую-то бесовскую, неприятную для слуха мелодию. А джинами и пяриям, оказывается, только того и надо было: едва услыхав родную мелодию
    Они мгновенно забыли обо всём на свете, оставили Урала одного и, бросившись на голос курая , стали визжать и отплясывать невообразимый дьявольский танец.
    Тогда Урал-батыр, уверенный, что наконец-то разгромил всю нечисть и теперь вырвет живую воду из рук дэвов, обессмертит людей, подошёл к тому месту, где выбивался из-под горы живой родник. Но теперь там и капельки воды не осталось: родник почему -то иссяк. Почему? Да потому что оставшиеся в живых джины и пярии, боясь, что вода достанется человеку, выпили всю ее до последней капли . Сколько ни сидел Урал-батыр возле живого родника, так и не дождался ни единой капли.
    Сильно опечалился Урал-батыр. Однако то, что он в пух и прах разгромил гнездо дэвов и пяриев не прошло бесследно: все вокруг оживилось позеленели травы и деревья птицы запели как прежде радость проступила на лицах людей.
    Урал-батыр вскочил на Акбузата посадил впереди себя Карагаш и уехал покинув высохший родник. В этих местах из туш дэвов джинов и пяриев которых Урал-батыр разрубил на куски возникла большая гора. Эту гору в народе начали называть Яман-тау. Урал и Караш поженились и зажили дружной семьей. Уних родилось трое сыновей: старший Идель, средний-Яик младший – Хакмар.
    Теперь в эти края редко стала заглядывать и Ажаль боится Урала и его алмазного меча при каждом взмахе высекающего молнию. Народ начал множиться и в скоре столо нехватать питьевой воды. Видя это тяжелое полжение Урал-батыр выхватил однажды свой меч трижды взмахнул им над головой и глубоко рассек землю.
    -Вот в этом месте будет исток большой воды!- провозгласил он. Сам же подозвал старшего сына Иделя и повел:
    -Иди мой сын куда велит тебе сердце броди среди людей и не оглядывайся назад до тех пор пока не набредешь на большую реку.
    Идель- исполнил подобный отцу- пошел на юг оставляя на земле тяжелые следы. Отец долго следил за ним роняя слезы ибо знал Идель уже никогда не вернется обратно.
    Идет Идель идет даже на отдых не останавливается. Долго шел он так потом повернул направо и наконец двинулся на север. Шел Идель шел прошли месяцы и годы потом направился он в западную сторону. Наконец добрался до полноводной реки, в которой кишели камы-выдры. Обернулся назад Идель и видит, что вслед за ним широкой лентой движется белая вода. И стала она вливаться в ту полноводную реку, поросшую камышами.
    Так родилась река Агидель, исполненная дивной красоты.
    В тот самый день, когда Идель тронулся в безвозвратный путь, его отец с тем же поручением отправил из дому и остальных двух сыновей. Но они оказались менее решительными и более нетерпеливыми, чем их старший брат. Им не хватило мужества проделать такое многотрудное долгое путешествие, какое проделал Идель-батыр. Так, младший из братьев Хакмар, как только отошел от родных мест, начал грустить в одиночестве. «Почему я должен скитаться один-одинешенек на чужбине? Пойду-ка я к брату Яику да и отправлюсь в путь вместе с ним. Вместе нам будет и легче, и веселее».
    Решив так, он отправился к Яику, который, как бы отгадав желание младшего брата, повернул с юга на запад, и вскоре они встретились в открытой степи. Дальше они пошли вместе — до самого большого озера на равнине.
    Как бы то ни было, люди преисполнены чувства глубокой благодарности не только к Иделю, но и к Яику и к Хакмару. А Урал- батыру, вырастившему таких сыновей, они возносят хвалу и желают многих лет жизни и здоровья.
    Уралу, достигшему к тому времени ста одного года, недолго уже оставалось жить. Ажаль, давно ждавшая его одряхления, ходила около него совсем близко.
    Урал-батыр лежал на смертном одре. Возле него плакал и горевал народ, предчувствуя расставание со своим славным и благородным батыром. В это время, раздвигая толпу собравшихся, подошел к смертному одру Урала невесть откуда взявшийся мужчина средних лет и сказал:
    — О, батыр среди батыров наш Урал! В тот самый день, когда ты слег в постель, я по просьбе народа отправился к живому роднику, к которому ты пробился однажды, перебив полчища дэвов и пяриев. Оказывается, он не высох до конца: семь дней я сидел там и набрал по капле рог живой воды. И вот теперь передаю тебе эту воду от имени всего народа. Отец наш Урал, испей этой воды и живи вечно на радость и счастье народа!
    И протянул ему рог живой воды.
    — Пей до последней капли! — молил его народ.
    Медленно и тяжело приподнялся Урал, взял в правую руку рог живой воды, поблагодарил народ и наполнил рот живой водой. Но ни одну каплю той драгоценной влаги не проглотил он, а, повернувшись направо и налево, назад и вперед, прыснул ее во все стороны.
    И произнес:
    — Я — один человек, вас — много людей! Не я, а земля-вода пусть будут бессмертны, пусть люди живут на земле радостно и счастливо!
    Как только вымолвил он это, вдруг переменилось все вокруг, обновилось к расцвело: под ногами разостлалась зеленая трава, на деревьях появились новые листья, на земле поспели алые ягоды, а на деревьях — красные плоды;расцвели цветы, благоухая и радуя взор; прилетели и запели прекрасные птицы; со звоном потекли ручьи;образовались круглые озера, окаймленные густыми камышами; в неведомых речках,;втекающих в те озера, а также в Агидель и Яик, поплыли невиданные до сих пор белые птицы — лебеди, над ними с криками стали носиться чайки.
    Кому не захотелось бы жить в таком чудесном мире!
    Девяностолетний сэсэн вышел из толпы, поднялся на бугорок и запел так:

    Пристанище, родная земля,
    Предков священная земля,
    Для четвероногих зверей
    Приютом ставшая земля.
    Ее долины — словно постель,
    Тальник, черемуха — словно хмель,
    Ее борщевник — в целый обхват,
    Лилии — как белоснежный сад.
    Тысяча красок — ее цветы,
    Благоуханием налиты,
    Вширь раскинувшаяся земля!
    Там, где косолапый медведь
    Бредет вразвалку — такая земля;
    Много волков здесь, что чуя дичь,
    Крадутся — вот такая земля;
    Шишкоухих с куцым хвостом
    Много здесь зайцев — такая земля;
    Изгибающихся, в пестром наряде,
    Много лисиц здесь — такая земля;
    Там, где рыбы, как лошади бьются,
    Воды через берега свои льются,
    Со множеством рек — такая земля!
    Ах, родная, родная земля,
    Где предки жили — такая земля!
    Там, где лошади звонко ржут,
    Где коровы дружно ревут,
    Овцы блеют и там и тут
    В стадах-табунах — такая земля;
    Там, где овца приляжет одна,
    Расплодится сотня ягнят;
    Там, где кобылица одна
    Приотстанет,-сто жеребят;
    Земля,где отец мой стал женихом,
    Где невестою стала мать,
    Где пуповину взрезали мою,
    Где мог я сладость вод испытать!

    Так дивясь сокровищам и красотам своей земли, сложил старый сэсэн кубаир.
    И в это самое время покинул Урал-батыр мир земной.
    С великими почестями похоронил народ своего бытыра на возвышенном месте. Каждый из собравшихся там людей бросил горсть земли на его могилу.
    Шли дни ,месяцы, годы,но не прерывался поток людей к этому священному месту .И каждый человек бросал туда землю,пока над могилой Урала не образовалась огромная гора. Ту гору народ назвал Уральской.Говорят , там и поныне хранятся кости Урал-батыра: стоит копнуть,и из-под Уральской горы можно извлечь несметные богатства золота и серебра, всевозможные драгоценные камни. Они-то и есть те самые незабвенные кости Урала-батыра. Сохранились не только бесценные его кости ,но даже кровь его не упела остыть. Лишь по истечении долгого времени цвет свой изменила:то,что мы называем маслом земли ,и есть вечно теплая неиссыхаемая кровь нашего Урал-батыра.


    Батыры-Близнецы

    На верх страницы

    Давным-давно жил, говорят, один царь.У него была очень красивая дочь. Летом обычно эта девушка спала в яблоневом саду.Каждый вечер к царевне являлся дэв. И вот однажды царевна родила двух сыновей-близнецов. Царь не стал показывать новорожденных людям: стыдно было. Онпостроил отдельный дом, запер таммальчиков и поручил уход за ними их воспитание одной старушке.
    Мальчики росли удивительно быстро: задень- как за месяц, за месяц – как за год.Когда им исполнилось три месяца, они выбежали на улицу и начали играть в мяч. Впервый же день разбили окно у одинокой старушки. Царь прослышал о проказах мальчиков и приказал запереть их в чугунный дом . один мальчик сразу же заснул мертвецким сном; другой слонялся, слонялся из угла в угол и , заметив какой –то шов в стене, ударил по нему ногой. Отворилась дверь. Пришел он в царскую конюшню, взял себе Коня, меч и поехал куда глаза глядят.
    Ехал он, ехал, наконец очутился около Какого –то большого моста. Спустился под Мост и, спрятавшись, стал наблюдать. Вдруг поднялась буря. Потянувшись, посмотрел: идет пятиглавый дэв!
    -Фу-фу, человечиной пахнет, кто там прячется, выходи!- грозно крикнул дэв.
    Мальчик смело выскочил из-под моста верхом на коне и схватился с дэвом. Не по годам храбрый и сильный, он сразу же срубил все пять голов дэва, и разлетелись они в разные стороны. После этого он опять спрятался
    под мост. Вскоре снова поднялась буря. Желая узнать, что творится, мальчик выглянул: к мосту приближался семиглавый дэв. Подошел дэв к мосту и сказал:
    -Фу-фу, человечиной пахнет, кто тут есть, выходи!
    Мальчик тут же выскочил на коне, и началась схватка. В конце концов он срубил все семь голов дэва, и разлетелись головы в разные стороны. Затем мальчик снова спустился по мост и лег отдохнуть. Только прилег, поднялась буря сильнее прежних. Приподнял он голову: идет десятиглавый дэв.
    -Фу-фу, человечиной пахнет, кто тут есть , выходи!- сказал дэв.
    Сел мальчик на коня , выскочил из-под моста и схватился с дэвом. Бьются они, бьются. От меча мальчика летят искры, и дэв все больше разъяряется. Но в конце концов смелый отрок и этому дэву срубил все головы - разлетелись десять голов в разные стороны.
    Обеспокоенные тем, что дэвы долго не Возвращаются, их жены и мать собрались Вместе и говорят: « Наверное, с ними что-нибудь случилось, иначе давно бы вернулись домой». Жена пятиглавого дэва сказала:
    - Если моего мужа убил батыр и он появится здесь, я устрою сильный дождь, сама же превращусь в дом: батыр захочет укрыться от дождя в доме- я его там и придавлю.
    Жена семиглавого дэва говорит :
    - А я устрою знойный день , а сама превращусь в березу; если, спасаясь от жары, батыр подойдет к дереву- я его там т убью.
    Жена десятиглавого дэва говорит:
    -А я стану узенькой речушкой , если батыр захочет перешагнуть, я сразу же разольюсь во всю ширь, и он тогда утонет.
    Мать же дэвов сказала:
    -Я же превращусь в дикого кабана и проглочу батыра, если только он не знает молитвы и не кинет в меня горсть заклято земли.
    Храбрый мальчик как-то узнал о коварных замыслах этих дэвов- женщин. Поспешил он в свой дом и разбудил спящего мертвецким сном брата. Стали они плести каждый по корзине. Когда сплели, наполнили корзины землей и закрыли. Затем взвалили себе на плечи эти корзины и отпрвились в путь. Шли они, шли, и вот однажды полил проливной дождь. Смотрят: совсем близко какой-то дом. Тогда они произнесли молитву и ударили одной корзиной с землей по этому дому - дождь мгновенно прекратился. Из того места, где был дом, рекой потекла черная кровь.
    Отправились мальчики дальше. Выдался до того жаркий, знойный день, что они окончательно изнемогли и разомлели. Видят: вблизи растет береза с большой кроной. Стоило им подойти и ударить корзиной с землей по дереву, как из-под корня белоствольной березы, клокоча , полилась черная кровь . Сразу же стало прохладно, мальчики воспрянули духом и пошли дальше. Дорогу им преградила узенькая речушка- и по ней ударили корзинами с землей. Смотрят: река уже не река. А черная кровь! В это время со страшным хрюканьем помчался на них здоровенный дикий кабан. Добежал разъяренный кабан и только хотел было броситься на них, как мальчики , прочитав молитву, ударили по нему корзинами с землей – и дикий кабан сразу же превратился в черную кровавую реку. После этих подвигов братья-близнецы стали батырами. Если шли на них войной- побеждали: если возникали споры- всегда находили мирное решение. Были они надежными защитниками народа и прожили красивую жизнь.

Hosted by uCoz